maryxmas: (ass)
[personal profile] maryxmas
к дискуссии вот тут:
Для меня не меньшая дикость Шевченко в русском переводе, чем Лермонтов в украинском..

решила посканить из вот этой вот книги :
Тисячоліття. Поетичний переклад України-Русі. Антологія /Упоряд. і авт. передм. М. Н. Москаленко.— К.: Дніпро, 1995.— 693 с.

несколько вещей. начнём с малого. а там посмотрим.

с. 619.
Олександр Пушкін
АНЧАР

Серед розпалених рівнин,
В пустелі бляклій і заклятій,
Анчар, у всесвіті один,
Стоїть на невблаганній чаті.

Пожерта спрагою земля
Його в день гніву породила,
І мертве листя та гілля,
І корінь трутою впоїла.

Смертельний сік тече з кори,
Розтанувши в південну пору,
А в прохолодні вечори
Він стигне у смолу прозору.

До нього й птаство не летить,
І тигр не йде; лиш вихор чорний
На древо смерті набіжить —
І лине геть, уже тлетворний.

Коли ж хмарина забреде
І зросить лист його дрімучий —
Уже отруйливий, паде
Із віття дощ в пісок пекучий.

Та чоловіка чоловік
Послав до древа владним оком,
І той слухняно в путь потік
І вдосвіта вернувся з соком.

Приніс погубну він смолу,
Ще й гілку з в'ялими листками,
І по змертвілому чолу
Плив піт холодними струмками.

Приніс, і поточивсь, і ліг
У закутку шатра на лика,
І вмер нещасний раб край ніг
Непереможного владики.

А трутою тією цар
Свої наситив стріли вірні,
І згубу й смерть поніс анчар
Сусідам в землі непокірні.

переклад -- Леонід Гребінка.


с.493
Павол Орсаг (Гвєздослав)
СОНЕТ


Ти помилився, Пушкіне великий,
В роздратуванні мовивши сліпім,
Що в руськім морі злитися однім
Повинні всі слов'янські наші ріки,


А коли ні, то висохнуть навіки.
Сама природа поглядам твоїм
Перечить,— барвам даючи земним
Дорогу вільну, шлях многоязикий.

Дух — як вода, що випари свої
У понадземні посила краї,
Щоб знов на рідний лан вони спадали,

їй ненавистен вод гнилих застій.
Річки, що з духу людського постали,
У течії не вмістяться одній.

переклад -- Тодось Осьмачка

Date: 2004-04-09 05:47 pm (UTC)
From: [identity profile] miram.livejournal.com
Замечательно. Еще хочу :)

Date: 2004-04-10 01:48 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
будет.
я обещаю.
можешь распиарить :)

Date: 2004-04-09 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] shadowsky.livejournal.com
либо язык изменился, либо я его оснвательно подзабыла. уже не так легко стихи читать

Date: 2004-04-10 02:00 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
а это оригинал накладывается.
если вслух читать, то нормально.

Жарт

Date: 2004-04-09 09:07 pm (UTC)
From: [identity profile] koshchey.livejournal.com
А чому "Олексадр Пушкін"? Мені більш подобається "Сашко Гарматний".

Date: 2004-04-09 10:48 pm (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
Да, забавно.
Но Бродский лучше.

Date: 2004-04-09 10:50 pm (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
а при чём тут Бродский?

Date: 2004-04-09 11:17 pm (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
Вспомнился русский культурный центр имени Пушкина во Львове.
http://www.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%F3%F1%F1%EA%EE%E3%EE+%EA%F3%EB%FC%F2%F3%F0%ED%EE%E3%EE+%F6%E5%ED%F2%F0%E0+%CB%FC%E2%EE%E2+%EC%E8%EB%E8%F6%E8%FF&stype=www&rpt=rad
Последний случай - вот:
http://www.chassuda.ru/news_archive.php?num=292&y=2004&m=04&d=06
За последние несколько лет здание Русского культурного центра неоднократно пытались поджечь, забрасывая бутылками с зажигательной смесью, обстреливали, взорвали, расписывали стены оскорбительными надписями.
А Бродский... всё при том же. При своём стихотворении "На независимость Украины".

Date: 2004-04-10 01:49 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
не напоминайте мне о нём (с)
и слышать не хочу.

Date: 2004-04-10 09:59 pm (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
Ну отчего же.
Как только слышу о проявлениях незалежного хамства вроде вышеописанного - сразу же Бродского и вспоминаю.

Date: 2004-04-11 01:42 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
вышеописанное -- это стихи в переводе, что ли?

Нет, не стихи.

Date: 2004-04-11 02:30 am (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
Изволишь делать вид, что не понимаешь?
Ну делай. Пожалуйста-пожалуйста.

Date: 2004-04-11 02:39 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
:-Р
мне кажется весьма маловероятной та история, про которую рассказал этот духовный отец.
впрочем, надо было у него спросить, что в этой библиотеке вообще было.

Date: 2004-04-11 02:49 am (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
Какой духовный отец?
Я имел в виду исключительно многолетние злоключения Русского культурного центра во Львове.
Право же, по такому случаю стоило бы преподавать известное нам стихотворение Бродского во всех российских школах.
И, возможно, наизусть.

Date: 2004-04-11 03:17 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
знаешь, Володя, ты меня неприятно удивляешь.
(сразу видно, что ты наукой не занимаешься. кто ж так отсылки делает :-(
да, есть придурки, которые поджигают и портят имущество. но ведь таких, которые делают это по типа идейным соображениям, мизер.
и они не показательны.
я могу, конечно, сейчас начать вспоминать -- например, как Советы жгли архивы на Западной Украине. или как массово вывозили музейные фонды.

или -- в порядке некрасивого риторического хода (а у вас негров линчуют), как в России за последний год подожгли с десяток домом престарелых.

меряться обидами можно бесконечно.
постколониальный синдром -- неприятная штука.
проблема в том, что Россия свой постимперский синдром не то что переживать и рефлексировать не собирается -- она себе в нём не признаётся.

зы. хочешь -- читай Бродского сам. но не навязывай его мне, оки?

Date: 2004-04-11 03:29 am (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
> да, есть придурки, которые поджигают и портят имущество. но ведь таких, которые делают это по типа идейным соображениям, мизер

В данном случае даже одного хватит. Поскольку он во Львове никем не ловлен и вообще, установленного властями порядка, похоже, не нарушает. Всего лишь терроризирует Русский культурный центр, фигня какая, право слово.

> я могу, конечно, сейчас начать вспоминать -- например, как Советы жгли архивы на Западной Украине. или как массово вывозили музейные фонды.

А, так это месть сумасшедшего архивариуса? Как тонко.

> проблема в том, что Россия свой постимперский синдром не то что переживать и рефлексировать не собирается -- она себе в нём не признаётся.

Тебе виднее. Я политикой вообще практически не интересуюсь уже десяток лет. Интересовался на Украине, когда занимался агитацией против Советов. ~_^

> зы. хочешь -- читай Бродского сам. но не навязывай его мне, оки?

Ну кто же тебе осмелится навязывать какого-то нобелевского лауреата Бродского...
Так и договоримся. Тебе Павол Орсаг, а мне Бродский.

Date: 2004-04-11 03:43 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
здрасте не нарушает.
тех, которые во Львове вломились в помещение компартии, кажется, до сих пор не отпустили.

(комментарий в сторону: в Москве украинский культурный центр _власти_ оставили без помещения -- в год Украины в России)

я политикой не интересуюсь. в основном, правда, получается, что политика интересуется мной.

Бродский может быть сколько угодно Нобелевским лауератом. я на это и не покушаюсь.
мне не нравятся его взгляды. вот и всё.

Date: 2004-04-11 10:02 pm (UTC)
From: [identity profile] ohtori.livejournal.com
> здрасте не нарушает.
> тех, которые во Львове вломились в помещение компартии, кажется, до сих пор не отпустили.

Маша, здоровье тех, кто вломился в помещение компартии, меня не волнует. Могу разве что позавидовать львовским коммунистам - их милиция, стало быть, охраняет. А Русский культурный центр - не охраняет.

> (комментарий в сторону: в Москве украинский культурный центр _власти_ оставили без помещения -- в год Украины в России)

Я нашёл только вот такое вот сообщение:

Финансирование Украинского культурного центра в Москве осуществляется за счет Украины, при этом стоимость аренды помещения составляет $500 тыс. в год, сообщил председатель совета украинского общества "Славутич" (Москва) Василий Антонив на состоявшейся вчера пресс-конференции.

О том, что аренда прекращена по инициативе московских властей - ни слова. Да и кто бы отказался от полумиллиона баксов в год, да? Полагаю, кто-то за что-то не заплатил, вот его и выперли - верно?

В Москве это запросто, подтверждаю. Платишь - живёшь, не платишь - на улицу.

Date: 2004-04-09 11:29 pm (UTC)
From: [identity profile] orie.livejournal.com
мне сначало показалось, что это дикая идея.
(ну, типа стихи переводить - вообще довольно дикая идея, на любой язык).
а оказалось - очень даже. синтаксис и морофология практически одинаковые, длина слова... в общем, никаких обычных гадостей не возникает.

Date: 2004-04-10 01:50 am (UTC)
From: [identity profile] maryxmas.livejournal.com
я ещё Пушкина сегодня закину.

May 2025

M T W T F S S
   1234
5 67891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Feb. 5th, 2026 06:42 am
Powered by Dreamwidth Studios